изменить фон документа на белый; вернуть прежний фон документа
32 Понятие гражданского общества и его основные институты
33 Правовое государство и гражданское общество
скачать (в формате rar(doc))

Назад | Содержание | Вперед


           Гражданское общество-сфера,где функционируют свободные автономные лица и различные их объединения.
           Типы объединения людей:
           1) Условные соц группы - объединения людей в зависимости от места в производстве и распределении.(наемные работники,крестьяне,предприниматели.)
           2) Общественные объединения- объединения групп лиц с общими нтересами. (партии,профсоюзы).
           Механизмы саморегуляции гражданского общества.
           1.Свободный рынок. Каждый человек предлагает произведенный им товар и хочет что-то за это получить.
           2.Парламентаризм – общество выбирает управляющую структуру.
           3.Независимое правосудие. Общество приходит к тому,что конфликты должно регулировать государство.
           Одна из основополагающих целей российских реформ – построение гражданского общества.
           Словосочетание «гражданское общество» условно, так как «негражданского», а тем более «антигражданского» общества не существует. Любое общество состоит из граждан и без них немыслимо. Институт гражданства возник и получил политико-правовое признание лишь в буржуазную эпоху под влиянием естественных прав человека и необходимости их юридической защиты.
           Гражданское общество – «это условное наименование того способа современной жизни, с которым неразрывно сплетены важнейшие условия, в совокупности определяющие тип цивилизации – рыночную экономику и демократию. Осью гражданского общества является частная собственность.
           Советское общество никогда не было и не могло быть ни правовым, ни гражданским, равно как и российское еще не стало таковым. Но Россия провозгласила эту цель. Понятие гражданского общества оказалось для нашей науки относительно новым и неразработанным. Нет пока и каких-либо фундаментальных трудов на этот счет. Между тем гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга – одно немыслимо без другого. Во втором президентском Послании Федеральному Собранию подчеркивается, что правовое государство «возникнет в России только в том случае, если у нас сформируется полноценное гражданское общество».
           Государство – форма организации общества. Из этого, конечно, не следует, что общественные и государственно-властные структуры, механизмы полностью и во всех случаях отождествлялись. Но уже Гумбольдт, Кант, Гегель, Маркс, Энгельс, Вебер и другие философы новой формации разграничивали эти явления, хотя четкой теории на этот счет еще не было.
           Государство возникло шесть тысячелетий тому назад и в глобальном плане представляет собой сравнительно молодое образование, а общество насчитывает уже свыше полутора миллионов лет, а по последним данным науки – гораздо больше. Под гражданским обществом понимают особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в независимости от государства.
           Главным элементом в учении Гегеля о гражданском обществе выступает человек – его роль, функции, положение. Личность может удовлетворить свои запросы находясь в определенных отношениях с другими людьми. «В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей».
           Маркс в своих ранних произведениях довольно часто использовал понятие гражданского общества, обозначая им организацию семьи, сословий, классов, собственности, распределения; реальную жизнь людей, подчеркивая их исторически обусловленный характер, детерминированность экономическими и иными факторами. В дальнейшем он постепенно заменяет термин «гражданское общество» более строгими и широко известными теперь категориями: производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, способ производства, экономическая структура, формация и т.п., составившими впоследствии краеугольные камни марксистского учения и надолго вошедшими в советское, и не только в советское, обществоведение.
           «Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и распределения, – писал он, – и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий, классов, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества».
           В предисловии «К критике политической экономии» Маркс приходит к выводу, что надстроечные явления «не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, напротив, они коренятся в материальных жизненных отношениях, совокупность которых Гегель, по примеру английских и французских писателей XVIII в., называет «гражданским обществом», и что анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии»2. Не менее четкий тезис на этот счет мы находим в «Немецкой идеологии»: «Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торговую и промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы государства и наций... Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII в., когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности...».
           Критически анализируя права человека, К. Маркс указывал, что они «суть не что иное, как права члена гражданского общества». Среди них он, как и Гегель, особо выделяет право на индивидуальную свободу. «Практическое применение права человека на свободу есть право на частную собственность. В чем состоит это право? » – спрашивает К. Маркс. В качестве ответа он цитирует статью 16 французской Конституции 1793 г.: «Правом собственности называется право каждого гражданина пользоваться и располагать по своему усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и своего усердия». Делает вывод: «Эта индивидуальная свобода, как и это использование ее, образует основу гражданского общества.
           Вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия.
           Гражданское общество оправдывает свое название не тем, что состоит из граждан, а тем, что создает надлежащие условия для граждан.
           Наиболее общие идеи и принципы, лежащие в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны: 1) экономическая свобода, многообразие форм собственности, рыночные отношения; 2) безусловное признание и защита естественных прав человека и гражданина; 3) легитимность и демократический характер власти; 4) равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность личности; 5) правовое государство, основанное на принципе разделения и взаимодействия властей; 6) политический и идеологический плюрализм, наличие легальной оппозиции; 7) свобода слова и печати, независимость средств массовой информации; 8) невмешательство государства в частную жизнь граждан, их взаимные обязанности и ответственность; 9) классовый мир, партнерство и национальное согласие; 10) эффективная социальная политика, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.
           Гражданское общество не государственно-политическая, а социально-экономическая и личная, частная сфера жизнедеятельности людей. Это свободное демократическое правовое цивилизованное общество, где нет места режиму личной власти, волюнтаристским методам правления, классовой ненависти, тоталитаризму, насилию над людьми, где уважаются закон и мораль, принципы гуманизма и справедливости. Лозунгами гражданского общества являются: «Дайте всем спокойно богатеть»; «Вся власть мне и моей семье»; «Мой дом – моя крепость»; «Что законом не запрещено, то разрешено»; «Пусть будет рынок плюс сильная полиция».
           В гражданском обществе обязанности граждан перед государством сведены, в сущности, к законопослушанию и уплате налогов. Разумеется, в конкретных случаях и отношениях у граждан могут возникать и другие обязанности, связанные с их общественной, трудовой, предпринимательской и иной деятельностью, выполнением служебного, воинского, семейного долга. Но в основном в такой системе преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи.
           Гражданское общество начинается с гражданина и его свободы. Само звание «гражданин» в свое время звучало как синоним независимости, равноправия, достоинства и самоуважения личности. Оно противопоставлялось всевозможным сословным чинам, привилегиям, кастовым различиям, воспринималось как вызов угнетенному положению людей, неравенству и ограничению в правах. Статус «подданных», крепостных был унизительным или по крайней мере ущемленным. Российский император Павел I повелел: «Слово «гражданин» не писать, а писать «обыватель». Идея Великой французской революци – титул гражданина воплотились в знаменитой Декларации прав человека и гражданина 1789 г.
           В наше время в связи с процессами суверенизации проблема гражданства стоит особенно остро. В некоторых бывших советских республиках появились люди «второго сорта» – «неграждане». Тысячи людей в мире вообще не имеют никакого гражданства (апатриды – утратившие родину). Другие стали беженцами, мигрантами, перемещенный лицами без четкого гражданско-правового статуса. Таких только в России – 500 тысяч.
           В статье 13 Конституции РФ содержится положение, согласно которому «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Гуманные, прогрессивные идеи присущи гражданскому обществу и правовому государству: интеллектуальная свобода, свобода выражения мнений, недопустимость идеологического диктата, освобождения от экстремистски - радикального мировоззрения. В гражданском обществе над всеми призван властвовать закон, олицетворяющий порядок.
           Гражданское общество – открытое, демократическое, антитоталитарное, саморазвивающееся общество, в котором центральное место занимает человек, гражданин, личность.
           Свободные индивиды-собственники объединяются для совместного удовлетворения своих интересов и служения общему благу.
           Ключевую роль в гражданском обществе играет семья как исходная модель и опорный институт социального жизнеустройства. Гегель считал семью первым базисом государства, вторым – сословие. Маркс писал, что «в действительности семья и гражданское общество составляют предпосылки государства».
           Семья, собственность, личность, свобода, право, духовность, порядок, государственность – таковы фундаментальные ценности гражданского общества. В США, по статистике, лишь около 10% граждан хотели бы стать собственниками; остальные предпочитают быть хорошо оплачиваемыми наемными работниками, не иметь лишней обузы. Но собственность как социальный институт остается там важнейшей ценностью – «священной и неприкосновенной». Путь к собственности всегда для всех открыт.
           Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. При этом важно, чтобы класс собственников формировался не криминальными путями, а в процессе нормального цивилизованного развития. Государство – мощный фактор формирования и поддержания рыночной среды. Должно быть по возможности либеральное законодательство, мягкие способы юридической регламентации.
           В первом Послании Президента РФ подчеркивается: «Без развитого гражданского общества государственная власть неизбежно приобретает деспотический, тоталитарный характер. Только благодаря гражданскому обществу эта власть становится на службу человеку, становится защитницей свободы». Американский просветитель Томас Джефферсон (третий Президент США) заметил: «Лучшее правительство то, которое меньше правит». Это можно отнести и к государству применительно к экономике, где оно должно меньше командовать, а больше следить за ее нормальным развитием.
           Государство призвано «курировать» науку, культуру, образование, здравоохранение, социальную сферу, содействовать осуществлению прав человека. Характерной чертой гражданского общества является наличие в нем среднего класса. Можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, корпоративных семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.
           «Внегосударственные» и «внеполитические» в данном случае следует понимать не в смысле их некой абсолютной «стерильности», «рафинированности», исключающей всякие посторонние «примеси», а как относительную самостоятельность, автономность, «застрахованность» от произвольного вмешательства государства.
           Термин «гражданское общество» и обозначаемое им понятие принадлежат Аристотелю. Выясняя в своей «Политике» смысл понятия «гражданин», он говорит о совокупности граждан, гражданском сообществе, которое возможно лишь в правильном государстве («политики»), где лица, признаваемые гражданами, принимают «равное участие во всех выгодах общественной жизни» и действуют «в интересах общей пользы». Аристотель не отождествлял государство с гражданским обществом, но и не противопоставлял их четко, ибо разные аспекты того и другого в общественной жизни античного полиса тесно соприкасались.
           Возврат к античной модели гражданского общества происходит в Новое время, которая становится предметом исследования крупнейших мыслителей: Г.Гроция, Т.Гоббса, Дж.Локка, Т.Пейна, Руссо, Гельвеция, Гольбаха, Канта, Гегеля и др. В XVII в. понятие гражданского общества еще не отделяется от понятия политического общества (государства), но и не отождествляется с существовавшими государственными формами, о чем свидетельствуют, в частности, слова Дж.Локка: «… абсолютная монархия, которую некоторые считают единственной формой правления в мире, на самом деле не совместима с гражданским обществом и, следовательно, не может быть вообще формой гражданского правления». Локк и некоторые другие были последователями договорного происхождения государства, в соответствии с которым последнее возникает на основании общественного согласия и выражает интересы граждан.
           В трудах мыслителей XVIII в. различие между гражданским обществом и государством просматривается четко. Первым в этом отношении был Руссо, противопоставивший подданных, образующих государство, и граждан (суверена) как самодвижения соответствующей ассоциации - гражданского общества, - представляющих собой диалектическую пару взаимного отрицания.
           Гегель отвергал мнение тех, кто «разделяет ... гражданскую и политическую жизнь и заставляет последнюю, так сказать, повисать в воздухе...». Характерная особенность гражданского общества - сочетание субъективной свободы со всесторонней зависимостью его членов друг от друга, выражающейся в «потребностях и труде». Рассматривая как элементы гражданского общества правовую основу и правосудие, Гегель называет и другие его принципы функционирования: частную собственность, свободно формирующееся общественное мнение, справедливые законы и строгое следование им.
           Полагая, что «анатомию гражданского общества следует искать в политической экономии», и рассматривая его как совокупность производственных отношений или как «определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий или классов», Маркс фактически отождествил гражданское общество с базисом. А поскольку согласно марксовой модели общества государство, право, мораль, искусство и религия причисляются к надстройке, понятие гражданского общества оказалось расчлененным и утратило свое самостоятельное значение (о чем предостерегал Гегель). Не случайно впоследствии ортодоксальному марксизму-ленинизму не было известно понятие гражданского общества, как и советскому гуманитарному знанию, что вполне соответствовало задачам и целям тоталитарного режима. Человек не воспринимался как личность, права и свободы утратили значение естественных и неотчуждаемых, ибо все было поглощено государством. Человек в условиях тотальной регламентации, лишенный возможности свободно выражать свои склонности, страсти, мнения, свои политические предпочтения, был превращен в искусственно деполитизированного «подданного». В отличие от тоталитарного в гражданском обществе человек свободен в политическом волеизъявлении и свободен реализовать его посредством политического действия. С гражданским обществом нельзя смешивать политическое общество (государство и др. институты), ибо основной фигурой и содержанием гражданского общества являются приобретающие всеобщее социальное значение человек как личность и его частные интересы и потребности, свободная реализация которых возможна лишь вне политического контроля. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через институты, являющиеся компонентами гражданского общества, такие, как профсоюзы, семья, церковь, элитарные группы, клубы избирателей, культурные объединения, научные ассоциации и др. Предпосылкой, к примеру, экономической и политической свободы является свобода индивида - члена гражданского общества - как самоценной личности. Гражданское общество тесно переплетается с экономическими и политическими институтами.
           Ряд институтов является одновременно составными частями гражданского общества и государства: политические партии и организации, выполняющие роль связующего звена между ними, разграничивая их сферы действия. Политические партии трансформируют многообразные интересы отдельных граждан (социальных слоев, заинтересованных групп) в единственный политический интерес и обеспечивают их участие в политической жизни.
           Толгский монастырь XVI века в июле 1932 г. был передан Волгострою НКВД СССР. В Крестовоздвиженской церкви разломали иконостас и установили в храме модель гидроузла для проектировавшейся Ярославской плотины. Уникальные фрески были разрушены, стены потрескались. Храм превратили в склад. Потом в нем сделали собачий питомник. В 1936 г. в храм поселили детскую колонию НКВД, которая просуществовала здесь 50 лет.
           Вычленение институтов гражданского общества в качестве самостоятельного объекта исследования, начало которому положили ученые-гуманитарии Запада, объективно вытекает из его роли в общественном развитии. Существует множество определений понятия гражданского общества. Согласно Формулировке К.С. Гаджиева: «Это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и межличностных отношений, которые создают условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов и через которые выражаются и реализуются частные интересы и потребности - индивидуальные и коллективные».
           В концепциях, ведущих свое происхождение от утверждений Платона, государство возникнув первоначально как «совершенное» и представляя собой живой организм, постепенно вырождается, разрушается.
           В концепции известного современного социолога Фукуямы либерально-демократическое государство – это венец политико-правового творения человечества.
           Гегель подчеркивал, что гражданское общество «создано лишь в современном мире», т.е., по сути, речь у Гегеля идет о том буржуазном обществе, которое на первых порах расцвело в Европе в начале XIX века. Одним принципом этого общества, по Гегелю, является конкретное лицо, имеющее свои особенные цели, т.е. индивид. Другим принципом – «всеобщность», т.е. «соотношение лиц между собой». Большинство людей рассматривают требования уплаты налогов как нарушения их особенностей, как нечто им враждебное, препятствующее осуществлению их цели; однако сколь истинным это им не кажется, особенность целей не может быть удовлетворена без всеобщего, и страна, в которой не платили бы налогов, не способна была бы отличаться и усилением особенности. Иными словами, индивидам надо платить налоги – без этого государство до того оскудеет, что индивиды, члены гражданского общества не смогут вообще удовлетворять свои потребности. Гегель раскрывает содержание гражданского общества. Это, во-первых, определение потребностей индивида и их удовлетворения посредством труда этого индивида, а также удовлетворение потребностей других членов общества той же трудовой деятельностью. Это – во-вторых, сохранение свободы во «всеобщем», т.е. в обществе, защита собственности посредством правосудия. Наконец, в-третьих, предотвращение остающихся в обществе «случайностей», внимание к личности, к ее интересам как к интересам общества с помощью полиции и корпораций.
           Иными словами, гражданское общество включает в себя целенаправленную трудовую деятельность индивидов, свободу предпринимательства и другие свободы, собственность, правильное взаимодействие личности и общества, четко работающую судебную систему, осуществляющую защиту на основе права, деятельность полиции и корпораций.
           О собственности Гегель замечает, что она покоится на «договоре, формальности которого твердо определены». Член гражданского общества имеет право искать суда и обязанность предстать перед судом и получить только через суд оспариваемое им право. Что касается полиции, то Гегель замечает, что на этот счет есть две точки зрения. Одна – «полиции следует представить надзор над всем», в том числе она должна заботиться об уличном освещении, строительстве мостов, установлении твердых цен на товары повседневного потребления, а также о здоровье людей. Вторая – «полиции ничего не следует определять, т.к. каждый человек будет ориентироваться на потребности другого», в этих областях должны действовать принципы саморегулирования, самодеятельности, самоуправления. «Гражданское общество, – пишет Гегель, – вынуждается основывать колонии» в силу роста населения, невозможности «массам» населения удовлетворять свои потребности своим трудом в своем государстве.
           В теории и практике социалистического государства идея независимого гражданского общества была отвергнута, т.к. ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь самих граждан, прежде всего контроль за ними. Эта идея была заменена концепцией политической, экономической, социальной систем, которые якобы и составляли структуру общества. В Конституциях 1936 и 1977 годов эта концепция получила и юридическое закрепление. Политическая система по этим теоретическим взглядам и юридическим положениям состояла из органов власти – Советов народных депутатов и осуществления их властных полномочий. Экономическая система – из социалистической собственности, социалистических форм трудовой деятельности. Социальная система – из рабочих, крестьян, трудящейся (народной) интеллигенции.
           Гражданское общество в долгое семидесятилетие существования социалистического государства исчезло из исследовательских работ отечественной теории права. В связи с содержанием гражданского общества Гегель приходит к следующим выводам: «По отношению к сферам частного права и частного блага, семьи и гражданского общества, государство есть внешняя необходимость». Гегель различает государство в его идеальном бытии (действительность нравственной идеи) и политическое, реальное государство, которое необходимо для функционирования частного права, частного блага, семьи и гражданского общества.
           Политическое государство, по Гегелю, характеризуется разделением властей. Законодательная власть определяет и устанавливает законы, обязательные для всего общества. Правительственная власть «подводит особенные сферы и отдельные случаи под всеобщие», попросту – исполняет законы.
           Государственный строй – результат организационных и самоорганиза-ционных процессов, протекающих под культурным и иным влиянием народа в течение длительного времени. Гражданское общество – это не некое абстрактное и идеализированное коллективное образование, искусственно создаваемое. Гражданское общество сохраняет органическую связь с государством, обеспечивающим частное право и иные атрибуты правовой государственности, главным образом – правосудие, а также возможность гражданину иметь и использовать собственность, искать и получать удовлетворение своих прав по суду и т.п.
           Господство права и верховенство закона в своем конкретном содержании реализуют в правовом государстве принцип «вся власть закону», который является основным императивом государственно организованного общества. Господство права – и все подчиняются правовым предписаниям, принятым в установленном порядке, не допуская произвола, злоупотребления правом. Верховенство закона – и все признают, что основополагающим в таком обществе является закон, принятый законодательным органом и все другие подзаконные акты должны соответствовать закону. А высшую юридическую силу имеет Конституция – и все это тоже признают и соблюдают. Все другие законы должны соответствовать Конституции.
           Следующий признак – разделение властей. Основной теоретический вопрос, который возникает при рассмотрении разделения властей как признаке правового государства – это вопрос о том, чем отличается разделение властей в правовом государстве, от разделения властей в других государственно организованных образованиях. Тут, в первую очередь, следует указать, пожалуй, на независимую судебную власть, которая сориентирована, прежде всего, на защиту прав и свобод индивидов, на правосудие. У правового государства должна быть независимой, но юридически регулируемой, и четвертая власть – власть средств массовой информации. Следует учитывать, что рынок, товарно-денежные отношения имеют в том числе и информационную природу. Информация о спросе-предложении, о качестве товаров, реклама, словом, маркетинг становится возможным только на достоверной информационной основе.
           В России газеты, телевидение, радио полны сообщений о таких фактах, обстоятельствах, которые послужили основаниями кадровых перемен, политических решений, крупных социальных потрясений.
           Сейчас и России развилась «война мемуаров», когда многие отставленные от ключевых должностей политики (экс-председатель правительства, министры, советники президента и т.п.) печатают свои воспоминания, оправдания. Даже дети бывших членов Политбюро взялись за перо, стараясь объяснить, оправдать деятельность своих ушедших из этого мира отцов, а иногда и свести старые счеты. Правовое государство может существовать только в паре, в связке с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. Правовое государство является фактором становления гражданского общества, точно также как гражданское общество воздействует на формирование правового государства.
           Правовое государство как идеал возникло еще в древности, в рассказах Платона об Атлантиде. У Платона идеал «совершенного государства» по мере развертывания этого государства на практике существует только в вырожденной, ухудшенной форме и только законы, издаваемые мудрыми правителями, могут поддерживать стабильность государства, его постоянную структуру (правители, оказавшиеся у власти благодаря своим знаниям, мудрости, а не силе, стражи порядка, прочие люди – народ), справедливое распределение и т.п. «Совершенное» государство обеспечивает появление «мудрых законов», стабилизирует существование и предопределенное устройство общества.
           Дальнейшим продвижением государственности в цивилизованные формы становится его социальная деятельность: защита малоимущих граждан, пенсионеров, инвалидов и других нуждающихся в гуманитарной поддержке. Государство в идеале должно стать и правовым, и социальным. Но социальное государство предполагает определенное неравенство граждан в социально-экономической сфере – установление льгот, привилегий для малоимущих семей, инвалидов, пенсионеров, студентов, других нуждающихся категорий граждан и введение дополнительных тягот и обременении для других граждан, налогоплательщиков в первую очередь.
           Появление новых кризисных проблем: сепаратистские движения в многих государствах, необходимость именно государственной борьбы с терроризмом, наркомафиями, государственные столкновения из-за нефтяных, газовых и иных сырьевых месторождений, а, в целом, борьба за энергосистемы ведет к усилению значения государственных образований в жизни народов.
           На эволюцию государственности оказывает влияние две тенденции. Одна ведет к преобразованиям, укрупнениям государственных образований, появлению многих межгосударственных союзов, усиление роли международных организаций. Вторая тенденция ведет к идеологии и практике повышения социальной ценности государства, укрепление национальных основ государственности.
           Именно человек в концепции правового и социального государства становится целью государственно-правовой жизни общества.
           Гражданское общество и правовое государство логически предполагают друг друга. В то же время гражданское общество первично: оно является решающей социально-экономической предпосылкой правового государства. Нельзя ставить знак равенства между понятиями «общество» и «гражданское общество»: второе значительно уже первого и моложе на много лет. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Формирование и развитие гражданского общества заняло несколько веков. Этот процесс не завершен ни в нашей стране, ни в мировом масштабе.
           Гражданское общество в широком смысле и сам термин «гражданское общество» появились, когда сложились представления о гражданстве и гражданине и возникло понятие общества как совокупности граждан. Это произошло еще в Древней Греции и Риме. Тогда различия между гражданским обществом и государством не проводилось. Так, Аристотель полагал, что «государство есть не что иное, как совокупность граждан, гражданское общество», то есть он употреблял термины «гражданское общество» и «государство» как синонимы. Такой подход, в котором государство и общество рассматривались как единое целое, сохранялся вплоть до XVIII в., то есть до того периода, когда в своих основных чертах стало складываться гражданское общество в его строгом (узком), современном понимании.
           Гражданское общество в его современном понимании и значении - это общество, способное противостоять государству, контролировать его деятельность. Гражданское общество - это общество, способное сделать свое государство правовым. В рамках принципа социальности, то есть социального государства, гражданское общество позволяет государству активно вмешиваться в социально-экономические процессы. Оно не позволяет государству подмять себя, сделать социальную систему тоталитарной.
           Способность общества к политической самоорганизации возможна лишь при наличии определенных экономических условий, а именно - экономической свободы, многообразия форм собственности, рыночных отношений. В основе же гражданского общества лежит частная собственность.
           Главным элементом гражданского общества Гегель считал человека, действующего в обществе в соответствии со своим социальным положением, своими частными интересами и потребностями.
           Любую социальную сферу составляют три компонента:
           а) социальные субъекты (люди и образуемые ими общности);
           б) отношения между субъектами (общественные отношения, социальные структуры);
           в) поведение людей, их деятельность.
           Это относится и к гражданскому обществу. Формирование гражданского общества - это прежде всего задача формирования члена этого общества.
           Гражданское общество и его взаимоотношения с государством характеризуются, в основном, следующими моментами:
           • становление и развитие гражданского общества связывается с формированием буржуазных общественных отношений, утверждением принципа формального равенства;
           • гражданское общество базируется на частной и иных формах собственности, рыночной экономике, политическом плюрализме;
           • гражданское общество существует наряду с государством как относительно самостоятельная и противостоящая ему сила, находящаяся с ним в противоречивом единстве;
           • гражданское общество представляет собой систему, которая построена на основе горизонтальных связей между субъектами (принцип координации) и которой свойственны самоорганизация и самоуправляемость;
           • гражданское общество есть сообщество свободных граждан-собственников, осознающих себя именно в таком качестве, а следовательно - готовых взять на себя всю полноту хозяйственной и политической ответственности за состояние общества;
           • с развитием гражданского общества и становлением правовой государственности происходит сближение общества и государства, их взаимопроникновение: по существу, правовое государство есть способ организации гражданского общества, его политическая форма;
           • взаимодействие гражданского общества и правового государства направлено на формирование правового демократического общества, на создание демократического социально-правового государства.
           Понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития общества, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости.
           Правовое государство – форма осуществления народовластия, политическая организация граждан, функционирующая на основе права, инструмент защиты и обеспечения прав, свобод и обязанностей каждой личности.
           Принципы правового государства:
           • господство закона во всех сферах жизни;
           • связанность законом государства и его органов;
           • незыблемость свободы личности, ее правовая защищенность;
           • взаимная ответственность государства и личности;
           • наличие эффективных форм контроля за реализацией законов;
           • разделение властей, наличие системы сдержек и противовесов;
           • верховенство и прямое действие конституционного закона;
           • правовая организация системы органов государственной власти;
           • единство прав и обязанностей гражданина;
           • наличие развитого гражданского общества;
           • соответствие внутреннего законодательства принципам и нормам международного права.

Назад | Содержание | Вперед

Zaruhi Aghamalyan